воскресенье, 22 сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ И ШАШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ «Шахматная доска»


Муниципальное автономное образовательное учреждение                                                          центр развития ребенка детский сад №17 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район Краснодарский край


Принято на педагогическом                                                                Утверждено:
совете МАДОУ ЦРР д/с № 17                                                             заведующим
протокол № 1 от 30 августа 2013 г.                                                     МАДОУ ЦРР д/с № 17
                                                                                                                ______Дементьева Л. В.                                                                   




 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ
В ШАХМАТЫ И ШАШКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
«Шахматная доска»
(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ, ГРУППА ПО
ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ В ШАХМАТЫ И ШАШКИ)
Разработана воспитателем
МАДОУ ЦРР д/с № 17
Тамбовой Галиной Владиславовной.


Эксперты:
________
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 17
Дементьева Людмила Владимировна


__________
Заместитель заведующего по ВМР
МАДОУ ЦРР д/с № 17
Добрина Елена Викторовна


__________
Руководитель МБУ «Организационно-методический центр
развития образования» Кавказский район
Риккер Елена Владимировна




Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Предложенная программа опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
 - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
 - применение нестандартных дидактических заданий и игр;
 - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
 - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
 - выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
 - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры.
Программа выполняет следующие функции:
Познавательная:
 - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы);
- развивает изобретательность и логическое мышление.
 - формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы и шашки;
 - способствует освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.
 - развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
 - знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами;
 - учит детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
 - обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной и шашечной партии.
 - содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
 Воспитательная:
 - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
 Эстетическая:
 - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
 Физическая:
 - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
 Коррекционная:
 - Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Новизна  программы.

Данная рабочая программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной и шашечной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Программа занятий предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы и шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающих игры. Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для  формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой. Программа построена таким образом, чтобы  это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.






Главная цель создания программы и методического пособия:
 Обучение дошкольников принципам шахматной и шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы и шашки и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы:

1.Популяризация шахматной и шашечной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения.
 2.Организация здорового досуга.
 3.Подготовка детей, владеющих элементарными основами шахматной и шашечной игры.
 4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
 5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
В данной программе производится:
- обучение дошкольников принципам шахматной и шашечной игры;
- воспитание у детей дошкольного возраста интереса и любви к этим играм, а также подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
- создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников;
- формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы и шашки.

Актуальность программы.

Несмотря на обилие публикаций в шахматной и шашечной прессе, до сих пор отсутствует федеральная и региональная программа, направленная на занятия шахматами и шашками в группах старшего дошкольного возраста. Поэтому знакомство с игрой в шахматы и шашки в детском саду проходит как развивающая настольно-печатная игра.
В связи с этим была разработана дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы и шашки «Шахматная доска», отвечающая  психофизиологическим требованиям и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Программа разработана на основе комплекса пособий, занимательных и методических материалов И. Г. Сухина, опыта работы по обучению игре в шахматы и шашки детей дошкольного возраста В. Гришина, методических пособий «Увлекательная математика» А. Г. Гайштута, книге А. Карпова «Учитесь шахматам», «Энциклопедический учебник шахматной игры» М. Таля, Н. Журавлёва, Барского Ю.П., Герцензона Б.П.» Приключения на шашечной доске» и др.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, диаграммы, подвижные шахматные игры, игры-задания, экскурсии, просмотр кинофильмов с шахматными фрагментами, самодеятельные театрализованные постановки, игры-эстафеты, викторины, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность) развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт,  самостоятельно думает, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.

Реализация программы.

Реализация данной программы осуществляется на подгрупповых занятиях в форме игр, эстафет, упражнений, бесед, конкурсов с использованием методического пособия в виде «карточек - заданий» для каждого ребёнка.
Количество детей в подгруппе 8-12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий -  25-30 минут.
Этапы реализации программы – 1 год.
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный  и побудительный характер, они  построены в форме игры, что делает их интересными для детей.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы: столы, стулья, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, шахматные часы, маркеры, демонстрационный материал к занятиям, индивидуальные «карточки-задания» на каждого ребенка, наборы цветных карандашей, простые карандаши, рабочие тетради, комплекты настольных шахмат и шашек.

Предполагаемый результат

Ожидаемые результаты:         
1.Обучить шахматной и шашечной игре как можно больше дошкольников.
2.Подготовить детей к школе благодаря шахматам и шашкам; развивать их интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость, общение.
3.Довести обучение игре в шахматы и шашки детей дошкольного возраста до более высокого уровня.
К концу учебного года дети должны знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  правила хода и взятия каждой фигуры.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы  является организация  тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Используемая литература (источник)

Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Двуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Юровский Е. М., Кондратьева Л. П. Зайкины шашки (книжка-игра для самых маленьких), СПб- 2001 г.

Дидактические шахматные сказки

Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.


Комментариев нет:

Отправить комментарий